Чем отличается семя сосны от споры папоротника

Чем отличается семя сосны от споры папоротника

Линия вопросов 25

Вопросы ориентированы на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

(Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова)

Анатомия

1. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?

1) В правой половине сердца человека содержится венозная кровь.

2) Кровь поступает в правую половину сердца по верхней и нижней полой венам, а покидает – через легочный ствол (легочные артерии).

3) В правом предсердии заканчивается большой круг кровообращения, а в правом желудочке начинается малый.

2. Какие функции в организме человека выполняет печень?

1) Вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении.

2) Обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей – барьерная роль.

3) Обменная – в клетках печени синтезируется и запасается гликоген, аммиак превращается в мочевину.

4) Является местом разрушения эритроцитов.

5) Обеспечивает синтез веществ, участвующих в свертывании крови (гепарин и протромбин).

3. Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они выполняют?

1) Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка.

2) Эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента.

3) Дерма обеспечивает восприятие раздражений (чувствительность кожи), участвует в терморегуляции, так как в ней содержатся кровеносные сосуды, потовые железы и мышцы, регулирующие движение волоса.

4) Подкожная жировая клетчатка накапливает жир, участвуя в запасании питательных веществ, терморегуляции и амортизации при падении и ушибах.

4. Назовите кости, составляющие плечевой пояс человека. Каково значение этого отдела скелета?

1) Ключица и лопатки.

2) Плечевой пояс создает опору свободной верхней конечности, соединяет ее с туловищем.

3) Плечевой пояс обеспечивает прикрепление мышц и подвижность свободной верхней конечности.

5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.

1) Периферический отдел, образован рецепторами органов чувств, под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы.

2) Проводниковый отдел, образован чувствительными нервами, передает нервные импульс в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий).

3) Центральный отдел, образован чувствительными зонам коры больших полушарий, в нем происходи анализ информации и формирование ощущений.

6. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?

1) В спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается.

2) Во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается.

3) В изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.

7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.

1) Вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мертвые микроорганизмы.

2) Сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела.

3) Вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета.

4) Сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета.

8. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

1) Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).

2) Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока.

3) Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).

9. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.

1) Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), а нервная – с помощью нервных импульсов.

2) При гуморальной регуляции химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а нервные импульсы передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям.

3) При гуморальной регуляции химические вещества поступают ко всем органам и тканям, а нервные импульсы передаются к определенному органу.

4) При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с нервной регуляцией.

Ботаника

1. Что представляет собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

1) Образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии.

2) Тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения.

3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами).

4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.

2. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) Семя, в отличие от одноклеточной споры, — многоклеточное образование.

2) Семя имеет зародыш, у споры от отсутствует.

3) Семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.

3. Каковы особенности морфологии побегов растения гороха?

1) У гороха ползучий стебель, для того, чтобы расти вверх, гороху необходима опора.

2) При этом у гороха сложный перистый лист.

3) Один из листочков сложного листа у гороха видоизменен в усики, которыми горох цепляется за опору.

4. В чем отличие клубней и клубеньков у цветковых растений? Какова их функция?

1) Клубни – это видоизмененные подземные побеги.

2) Клубни нужны для запасания питательных веществ (крахмала) и для вегетативного размножения.

3) клубеньки – это видоизменения корней, в которых поселяются азотфиксирующие бактерии.

4) клубеньки позволяют растениям расти на бедных почвах из-за дополнительного источника азота.

5. Что представляет собой гаметофит папоротникообразных? Какова его роль в жизненном цикле?

1) Гаметофит папоротника представляет собой (гаплоидную) зеленую пластинку, лежащую в лесной подстилке (называемую заростком).

2) Заросток нужен для полового размножения.

3) На заростке образуются половые клетки – сперматозоиды в антеридиях и яйцеклетки в архегониях, и происходит оплодотворение.

Зоология

1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?

1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.

2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.

3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.

2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?

1) Это колониальные организмы, их многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии).

2) стрекательные клетки парализуют добычу;

3) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.

3. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.

1) Коронка, шейка, корень зуба.

2) Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные.

3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.

4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают свою добычу.

2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий.

3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения ветром, что способствует их расселению.

5. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

1) Разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи.

2) Развитие крыльев способствовало широкому распространению.

3) Высокая плодовитость и развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах.

6. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

1) Обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете.

2) Осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих) тела.

3) Образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост).

4) При половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья).

7. Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни?

1) Покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина.

2) Органы прикрепления, позволяющие закрепиться в органах хозяина.

3) Высокая плодовитость, развитие со сменой хозяев и сред обитания.

4) Редукция не повышающих приспособленность систем органов (пищеварительной).

8. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

1) Млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца.

2) Зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце.

3) Млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.

9. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Ответ поясните.

1) Четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови.

2) Наличие волосяного покрова.

3) Высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции.

4) Живорождение и выкармливание потомства молоком.

5) Высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.

10. Какие характерные для типа Хордовые структуры и системы органов имеет ланцетник? Какие функции они выполняют?

1) Хорда – выполняет опорную функцию.

2) Нервная система трубчатого типа – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой.

3) Сквозная пищеварительная система (кишка) — осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ (содержит жаберные щели в глотке).

4) Замкнутая кровеносная система – переносит кислород и питательные вещества по организму.

11. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин.

1) Откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей ее от иссушения.

2) Наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды.

3) Развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание.

Общая биология

1. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чем их отличие?

1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.

2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или лучистой энергии (свет), а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ.

3) Биологическое окисление происходит ступенчато в разных структурах организма и клетки при участии ферментов.

Грибы

1. Почему грибы выделены в самостоятельное царство органического мира? Почему их не относят ни к растениям, ни к животным?

1) Грибы не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, они гетеротрофы, поэтому их нельзя отнести к растениям.

2) Грибы полностью неподвижны, растут в субстрате и питаются осмотрофно, поэтому их нельзя отнести к животным.

3) При этом грибы имеют и черты сходства с другими царствами: запасное питательное вещество – гликоген, как у животных, но при этом клетки имеют клеточную стенку из хитина и поддерживают форму с помощью тургора, как растения.

Источник:
http://biologyonline.ru/index.php/2-uncategorised/27-chast-2-voprosy-linii-25

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор царства растений»

1. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

Читайте также  Фикус Бенджамина: размножение, способы укоренения, выращивание, особенности ухода и фото

1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней

5. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

6. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

8. Какие ароморфозы генеративных органов появились у покрытосеменных растений в ходе эволюции? Обоснуйте значение этих изменений в жизни покрытосеменных.

1) появление цветка увеличило вероятность опыления;
2) появление плода способствовало защите семян и их распространению;
3) появление триплоидного эндосперма в семени обеспечило накопление питательных веществ и развитие зародыша

9. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка

10. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

11. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет

12. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

13. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

14. Назовите основные ароморфозы растительного мира.

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

15. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы

Источник:
http://www.bio-faq.ru/prtwo/prtwo020.html

Задания №37 с объяснениями

1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез — противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света.

2. В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Объяснение: нервная регуляция — регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела — симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая — замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны — активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин — замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия — угнетают.

4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма.

5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение:

1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина.

6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) — листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег.

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле — аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение:

1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

Объяснение: витамины — это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие — низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание — малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.

12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом). В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему.

Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия. Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.

14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается).

15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки — альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму — оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем.

16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод — генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

Задания для самостоятельного решения

1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

7. Насекомые — са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Объясните почему.

14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

Читайте также  Как поливать фикус в домашних условия: часто или нет

16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трех причин.

23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

41. Грызуны — самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

Источник:
http://cleverpenguin.ru/zadaniya-no37-s-ob-yasneniyami

Отдел голосеменные

Голосеменные — древняя группа растений, появившая­ся еще в девоне. По сравнению с высшими споровыми, го­лосеменные представляют собой более высокий уровень ор­ганизации растений, т.к. средством для расселения вида является семя. Половой процесс у них не связан с капельножидкой средой. Благодаря такой независимости семен­ные растения получили возможность расселиться по всей Земле и стать господствующей группой растений.

В отличие от высших споровых растений, семенные про­изводят семена, являющиеся многоклеточными образова­ниями, в то время как споры одноклеточны. Большинство систематиков считают группу голосеменных естественной группой. По их мнению, все голосеменные произошли от одной из боковых ветвей разноспоровых древнейших папо­ротниковых растений.

Отдел голосеменные включает шесть классов, из них че­тыре представлены ныне живущими растениями. В школь­ном курсе рассматривается только один класс — хвойные, в котором насчитывается около 560 современных видов. Голо­семенные — древесные, кустарники и одревесневшие лианы.

К хвойным относятся такие широко известные роды, как сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, кипа­рис, и менее известные гиганты растительного мира — секвойи и др. У хвойных прямостоячие стволы покрыты чешуйчатой коркой. На поперечном разрезе стеб­ля хвойных растений видна относительно тонкая кора, затем расположен массивный древесинный цилиндр и в центре стебля едва различима сердцевина. Древесинный цилиндр образован главным образом трахеидами, которые образуют ярко выраженные годичные кольца прироста. По ним можно определить возраст дерева.

В коре и древесине многих хвойных имеются смоляные ходы, в которых находятся эфирные масла, смолы и баль­замы.

Игловидные листья, называемые хвоей, у большинства хвойных растений плотные, кожистые и жесткие, не опа­дающие ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы, например лиственница. Хвоинки покрыты толстым слоем кутикулы, клетки кожицы мелкие, с утол­щенными стенками. Устьица погружены в углубления, ко­торые заполнены воском. Все это способствует уменьше­нию испарения воды.

Наиболее широко распространенными представителя­ми хвойных в средней полосе европейской части страны являются сосна обыкновенная и ель обыкновенная, или европейская. У ели укороченных побегов нет, листья рас­положены поодиночке на обычных, удлиненных побегах. Взрослое растение сосны является спорофитом. В мае у ос­нования ее молодых побегов образуются пучки желтоватых мужских шишек. Каждая шишка имеет ось, к которой спи­рально прикрепляются микроспорофиллы (гомологи ты­чинок), имеющие с нижних сторон по два пыльцевых меш­ка — микроспорангия.

Вначале в них имеются диплоидные материнские клет­ки, из которых весной в результате мейоза образуются гап­лоидные микроспоры. При этом из одной диплоидной материнской клетки образуются четыре гаплоидные мик­роспоры. Микроспора одноядерная, покрыта двумя оболоч­ками: внутренней и наружной и несет два воздухоносных мешка. Воздухоносные камеры позволяют микроспоре долго удерживаться в воздухе и легко переноситься ветром. Ядро микроспоры делится, образуя антеридиальную (мужскую) и вегетативную клетки, первая в дальней­шем дает два спермия, вторая участвует в росте пыльцевой трубки. Таким образом, у сосны и других голосеменных муж­ской заросток, образующийся внутри пыльцевого зерна, сильно редуцирован и представляет мужской гаметофит.

Женские шишки образуются на верхушках молодых побегов. Женская шишка — это группа укороченных видо­измененных боковых побегов, состоящих из наружных кроющих, под которыми располагаются семенные чешуи. У основания семенной чешуи располагаются два семяза­чатка (семяпочки). Около вершины, обращенной к оси шишки, есть отверстие, называемое пыльцевход.

Через него попавшая на семяпочку пыльца втягивается внутрь, где и прорастает, образуя пыльцевую трубку. Обра­зовавшиеся к тому времени спермии проникают по пыльцевой трубке к архегониям. Один из спермиев сливается с одной из яйцеклеток, другой погибает.

Образовавшаяся зи­гота начинает делиться, постепенно формируется зародыш семени, а вся семяпочка превра-щается в семя. Семена у сосны созревают на второй год. У зрелого семени сосны обыкновенной имеется крыло-видный придаток. Он отсла­ивается от семенной чешуи. У сосны сибирской (кедр) семе­на бескрылые. Неверно называть их орешками, ведь орех — плод, а у голосеменных плодов нет. К моменту со­зревания семян чешуи шишки, до того плотно сомкнутые, раздвигаются, семена легко высыпаются и, подхваченные ветром, могут переноситься на значительные расстояния от материнского растения.

Хвойные леса определяют ландшафт огромных терри­торий, служат основой многих биоценозов, играют значи­тельную водоохранную роль. Наибольшую площадь таеж­ных лесов России занимают лиственница, сосна, ель, пихта. Хвойные используют как строительный материал, топливо; они являются сырьем для огромного числа ве­ществ, применяемых практически во всех отраслях народ­ного хозяйства (смолы, эфирные масла, лекарственные средства и др.).

ü С1. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения1) орешек — плод покрытосеменных растений: 2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

ü С3. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём их сходство?

1) семя, в отличие от одноклеточной споры, многоклеточное образование, состоящее из зародыша, запаса питательных веществ;

2) спора имеет гаплоидный набор хромосом и даёт начало гаметофиту (заростку), а зародыш семени диплоидный и даёт начало спорофиту (взрослому растению); 3) семя, как и спора, обеспечивает размножение и расселение растений.

ü С3. В чем преимущества размножения растений семенами по сравнению со спорами?

1) Семена содержат питательные вещества, обеспечивающие развитие зародыша; 2) Семена имеют защитные образования (кожуру), которые предохраняют зародыш от гибели; 3) Многоклеточный зародыш семени дольше сохраняет свою жизнеспособность при неблагоприятных условиях, чем спора, так как она состоит из одной клетки.

ü С1. Какие из перечисленных видов топлива — природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните. 1) созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь;2) при их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.

Высшие пестичные растения (отдел покрытосеменных, или цветковые)

Покрытосеменные являются самой совершенной и многочисленной группой высших растений, насчитываю­щей не менее 250 тыс. видов.

  • Они занимают господству­ющее положение на суше, встречаются в самых различных местообитаниях во всех климатических зонах и на всех континентах.
  • Среди них имеются деревья, кустарники, одно- и многолетние травы, лианы, наземные и водные рас­тения, авто- и гетеротрофы.
  • У них имеется цветок, кото­рый наилучшим образом приспособлен для размножения. В нем протекают процессы формирования гаметофитов, гамет и оплодотворения. Эти процессы тесно взаимосвязаны и за­вершаются образованием семян, заключенных внутри плода. Эволюция цветка шла в направлении выработки раз­нообразных приспособлений к опылению с помощью насе­комых, ветра, воды и других агентов.
  • Важной особенностью является наличие завязи пестика, которая защищает распо­ложенные в ней семяпочки и затем дает начало плоду.
  • Плод создает защиту семенам и обеспечивает их распростране­ние, которое у разных растений происходит с помощью раз­личных посредников (птиц, млекопитающих, муравьев и др. животных), а также при помощи ветра, воды и т.д.

Характерной особенностью покрытосеменных растений является процесс двойного оплодотворения, в резуль-тате которого образуется диплоидная зигота, дающая начало за­родышу, и триплоидная клетка, из которой появляется осо­бая питательная ткань — эндосперм.

v У голосеменных расте­ний эндосперм образуется в семяпочке до оплодотворения независимо от того, возникает ли в нем необходимость, т.е. сформируется зародыш или нет.

v У покрытосеменных же параллельное развитие зародыша и эндосперма протекает более сбалансировано и позволяет избежать ненужной траты пластических веществ в том случае, если зигота не образуется.

По сравнению с голосеменными у покрытосеменных более совершенная проводящая система. У большинства из них в древесине имеются настоящие сосуды, а ситовидные трубки луба снабжены клетками-спутницами. Это обеспе­чивает более успешное проведение веществ по древесине и лубу и передачу их другим тканям.

Совокупность перечис­ленных признаков позволяет покрытосеменным, несмотря на их относительно молодой геологический возраст (они возникли в начале или середине мезозоя), занять господству­ющее положение в составе растительных сообществ, оттеснив на второй план голосеменные и споровые растения.

Классификация цветковых растений

Цветковые растения представляют собой самый боль­шой отдел растительного мира. Среди них множество куль­турных и дикорастущих растений (деревьев, кустарников и трав), которые различаются своим внешним и внутрен­ним строением, продолжительностью жизни (однолетние, двулетние, многолетние) и др. Чтобы разобраться в разно­образии цветковых растений, ученые-ботаники изучили особенности их строения и по общности признаков класси­фицировали.

Ø Вид— основная структура и классификационная еди­ница в системе живых организмов; совокупность популя­ций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих морфо­логических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от особей других видов нескрещиваемостью. В зависимости от условий жизни растения одного вида могут различаться величиной вегетативных органов, цвет­ков и плодов, но при этом сохраняется сходство всех суще­ственных признаков.

Ø Род — крупная систематическая группа, объединяю­щая родственные виды.

Ø Семейство— систематическая группа, объединяющая родственные роды.

Ø Класс — систематическая группа, объединяющая близ­кие семейства.

Ø Отдел— систематическая группа, объединяющая близкие классы. Например, отдел цветковые, или покрытосе­менные, растения объединяет все виды, имеющие цветки. На основании различий в строении цветковые растения делят на два класса: однодольные и двудольные.

Таксоны: Царство – Отдел – Класс – Порядок – Семейство – Род – Вид

Источник:
http://helpiks.org/1-104328.html

егэ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме

ответы к егэ по биологии

Предварительный просмотр:

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.
  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
Читайте также  Петунья на балконе: посадка, уход, выращивание, поливка и оформление

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

( допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла )

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный или отсутствует

  1. Какие приспособления имеют растения в засушливых местах?
  • корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
  • у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
  • листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголочки.
  1. В чем сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Сложноцветные?
  • односеменные сухие невскрывающие плоды;
  • у злаков плод зерновка, а у сложноцветных – семянка;
  • у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
  1. Почему грибы являются важным компонентом биоценоза?
  • грибы – необходимое звено в цепи питания;
  • шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;
  • плесневые грибы – разрушители органических веществ, мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ;
  • грибы-паразиты кнтролируют численность организмов в биоценозе.
  1. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.
  • корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
  • на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
  • от корневища отходят придаточные корни;
  • внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
  1. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?
  • Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок;
  • сходство: боб и стручок – сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;
  • различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
  1. По каким признакам Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные?
  • семя с одной семядолей;
  • мочковатая корневая система;
  • простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;
  • цветок трехчленного типа с простым околоцветником.
  1. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
  • передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;
  • передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба;
  • вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;
  • органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концетрации и давления.
  1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее 4-х значений.
  • бактерии – разрушители органических веществ, образуют перегной, минерализуют органические вещества и завершают круговорот веществ в природе;
  • бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых: нефти, каменного угля, торфа, природного газа, серы, фосфора и других элементов;
  • бактерии-хемосинтетики и фотосинтетики участвуют в образовании органического вещества;
  • клубеньковые бактерии улучшают азотное питание растений;
  • бактерии-паразиты вызывают различные заболевания у растений и животных.
  1. Назовите особенности строения и жизнедеятельности лишайников и укажите их роль в природе.
  • лишайники – симбиотические организмы;
  • гетеротрофное питание с помощью гриба, автотрофное питание благодаря водорослям или цианобактериям;
  • роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, корм для северных оленей.
  1. В чем преимущество семенного размножения перед споровым? Назовите не менее 3-х признаков.
  • спора – одноклеточное образование, семя содержит многоклеточный зародыш с питательными веществами;
  • семя, в отличие от споры, покрыто кожурой, которая защищает зародыш от неблагоприятных условий среды;
  • семена имеют различные приспособления к распространению, что обеспечивает расселение растений.
  1. Объясните, почему вода необходима для прорастания семян и какие процессы она обуславливает. Укажите не менее 3-х обоснований.
  • вода, поступая в клетки, активизирует ферменты и реакции обмена веществ;
  • вода превращает запасенные питательные вещества семени в растворимую форму и обеспечивает их транспорт;
  • вода обеспечивает расщепление органических веществ семени и запасание энергии в виде АТФ, необходимой для прорастания семени.
  1. Среди организмов, населяющих биосферу, широко представлены грибы. Объясните, почему существование и поддержание жизни на Земле невозможно без присутствия этой группы организмов?
  • грибы, являясь редуцентами, разлагают органические вещества отмерших организмов до неорганических;
  • они обеспечивают круговорот веществ природы;
  • грибы – пища многих животных, образуют микоризу с растениями.
  1. В естественных природных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит.
  • в условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников;
  • на лугах происходит постоянный выпас скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.
  1. В чем выражается положительная роль создания в степных районах России полезащитных насаждений? Приведите не менее трех примеров.
  • уменьшение силы ветра, ветровой эрозии, пылевых бурь;
  • усиление снегозадержания и увеличение влажности окружающего воздуха и почвы;
  • проникновение в лесопосадки лесных видов растений и животных, и повышение биоразнообразие среды.
  1. Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они одни существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее трех примеров.

Высшие растения не смогут существовать одни на Земле, так как:

  • резко снизится интенсивность фотосинтеза в связи с уменьшением в атмосфере содержания углекислого газа, основным поставщиком которого являются животные, а также грибы и бактерии;
  • при отсутствии редуцентов (бактерии, грибы) не будет происходить минерализация органических остатков, прекратится биогеохимический круговорот веществ;
  • растения не способны усваивать азот атмосферы, который фиксируют и превращают в доступные соединения азотфиксирующие бактерии, в связи с чем сократится синтез белков и нуклеиновых кислот.
  1. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника?
  • семя в отличие от одноклеточной споры, – многоклеточное образование;
  • семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
  • семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
  1. Садовую землянику, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какие органы растения обычно при этом используют? Какая корневая система развивается у дочерних растений?
  • садовую землянику размножают надземными побегами (столонами) – усами;
  • на усах развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.

Источник:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/03/26/ege-4

Семя: чем отличается от споры и какими преимуществами обладает

В природе существует несколько способов размножения растительных организмов. Большинство из них связано с образованием специализированных клеток: спор или гамет. При слиянии последних у некоторых групп растений образуется семя. Чем отличается от споры и как оно устроено? На эти и многие другие вопросы современная наука уже знает ответы. Давайте разберемся и мы.

Споры и семена: вопрос эволюции

Жизнь возникла в воде. Многие представители водорослей выживали в нелегких условиях именно благодаря способности к образованию подвижных клеток бесполого размножения — зооспор. Следовательно, отличие семени от споры прослеживается и во временных рамках.

Первыми выходцами на сушу были высшие споровые растения. Мхи, плауны, хвощи и папоротники распространяются при помощи спор — клеток бесполого размножения. В отличие от низших растений — водорослей, у них появились настоящие ткани. Поэтому эта группа организмов и получила такое характерное название.

Далее в процессе эволюции в природе возникли семенные растения. Семя образуется в результате слияния половых клеток — гамет. К этой группе относятся голосеменные хвойные растения и покрытосеменные цветковые, которые занимают господствующее положение в современном растительном мире.

Значение спорообразования

Споры могут образовывать не только растения. Бактерии (одноклеточные прокариотические организмы) также размножаются при участии спор. Кроме того, с помощью клеток бесполого размножения они могут легко переживать неблагоприятные условия. Именно благодаря этому бактерии остаются жизнеспособными при воздействии высоких или низких температур, ионизирующего излучения.

Грибы также способны к спорообразованию. Причем некоторые плесневые представители этого царства живой природы могут выбрасывать их на расстояние более метра.

Чередование поколений

Как происходит жизненный цикл у споровых растений, можно рассмотреть на примере моховидных. Зеленый ковер этих растений называется гаметофитом, или половым поколением. В его особых органах образуются половые клетки. Но при их слиянии не образуется семя. Чем отличается от споры гаметы оно? Это половые клетки, из которых образуется представитель бесполого поколения — спорофит. У мхов он представляет собой сухую ножку с коробочкой, внутри которой созревают споры. Попадая в землю, клетки бесполого размножения прорастают, снова образуя зеленый гаметофит. И так повторяется вновь.

Строение семени

У семенных растений при слиянии мужских и женских гамет образуется орган генеративного размножения — семя. В отличие от споры, оно имеет зародыш (прообраз будущего растения). Его составными частями являются зародышевый корешок, стебелек и почечка. Для развития будущего растения зародыш окружен запасом питательных веществ, который называется эндоспермом, и дополнительно защищен семенной кожурой. Настоящий двойной кокон от неблагоприятных условий окружающей среды!

Семена голосеменных располагаются на чешуйках шишек открыто. А вот покрытосеменные образуют дополнительную защиту в виде плодов.

Чем семена отличаются от спор

Споры представляют собой отдельные клетки. Они могут отличаться размерами, формой, иметь жгутики для передвижения. Но функция у них одна — обеспечение бесполого размножения организмов.

Более прогрессивной частью растения является семя. Чем отличается от споры это образование? Прежде всего тем, что является органом, состоящим из тканей и специализированных клеток.

Для развития и прорастания спор необходима вода, а у семян такой запас уже есть в эндосперме. Не зря мхи и папоротники обитают только во влажных местах.

У большинства растений семена находятся внутри плодов. Они являются приспособлением для дополнительной защиты и распространения семян. Например, череда и лопух имеют специальные прицепки, которые легко прикрепляются к шерсти животных. Крылатка ясеня переносится ветром, а коробочка белены сама разбрасывает семена на приличное расстояние.

Клетки спор прорастают только в определенных условиях. Если влаги, света или тепла недостаточно, они погибают. Семена, благодаря запасу необходимых веществ, могут переждать неблагоприятные факторы. А с наступлением подходящего времени дать начало новому организму.

Еще одним бонусом семян является их способность к приобретению новых признаков, закрепленных в генотипе. Это происходит благодаря тому, что в результате слияния половых клеток возникает новая комбинация генетического материала. Используя это свойство, ученые-селекционеры создают семена с ценными качествами. Всем хорошо известна озимая пшеница, которая прорастает только в холоде и позволяет получать урожай зерновых круглогодично.

Семенные и споровые растения

В современном растительном мире семенные растения занимают господствующее положение, являясь вершиной эволюционного процесса. Если говорить о видовом разнообразии, то только водоросли, моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротникообразные размножаются спорами. Все остальные растения на планете — семенные. Ели и абрикос, дуб и вишня, розы и лилии. Всех растений не перечислить.

Запас веществ, зародыш будущего растительного организма, дополнительная защита, способность к распространению — всеми этими признаками обладает семя, чем отличается от споры, наделяя своих обладателей целым рядом важных преимуществ.

Источник:
http://fb.ru/article/225726/semya-chem-otlichaetsya-ot-sporyi-i-kakimi-preimuschestvami-obladaet