Цефалярия для пейзажных композиций

Цефалярия — высокий многолетник для пейзажных композиций

Среди садовых растений не так много культур, которые привлекают не только медоносов, но и бабочек. Конкуренцию осенней сирени, буддлее, может составить и один крупный многолетник – цефалярия. Несмотря на статус весьма перспективной культуры, пока она в наших садах считается большой редкостью. Выносливая и неприхотливая, эта красавица-исполинка удивляет и размерами, и диким характером, и красотой соцветий. В этой статье расскажем о самых интересных видах цефалярий, об их использовании в ландшафтном дизайне и особенностях выращивания.

Ботаническое описание цефалярии

Популяризация пейзажных стилей, имитирующих дикие естественные заросли, привела к росту популярности растений, о которых раньше знали разве что очень увлеченные садоводы. Одна из таких, незаслуженно обделенных вниманием садовой моды, культур – цефалярия. Это красивоцветущий, очень крупный, выносливый и неприхотливый многолетник. И все эти качества ничуть не мешают растению оставаться диким и неприрученным кандидатом на расставление вертикальных акцентов в пейзажных композициях.

Головчатки, или Цефалярии (Cephalaria) – растения, пришедшие в сады достаточно давно. В природе они встречаются в южных европейских странах, на Кавказе и в Крыму.

Побеги мощные, но тонкие, создают рыхлые, неравномерно-густые, причудливо изменчивые кусты-куртины, хорошо ветвятся, удивляют окрасом, в точности повторяющем окрас зелени, и полой структурой. Стебли у цефалярии безлистные.

Листья у цефалярии расположены в прикорневых розетках, создают подушку, над которой возвышаются побеги-цветоносы. Они перисто-рассеченные, крупные (до 60 см в длину), насыщенно-темно-зеленые, создают пышную массу, на фоне которой ярко светятся одиночные соцветия, сидящие на тонких цветоносах.

В крупные головки соцветий диаметром до 6 см собраны мелкие язычковые и трубчатые цветки. Внешне цветение цефалярии очень напоминает скабиозу. Все цефалярии зацветают в начале лета, при благоприятной погоде – в мае, удивляя мощью и размахом. На протяжении всей первой половины лета огромные кусты привлекают такое количество насекомых, что под ними иногда сложно различить собственно соцветия. Аромат цефалярии очень нежный и деликатный.

Семена цефалярии созревают к концу лета, они ребристые и продолговатые, скрыты в крупных коробочках плодов.

Виды цефалярий (головчаток)

Несмотря на то, что род цефалярий достаточно большой, состоит из более чем 60 видов растений, все они внешне поразительно схожи между собой. В декоративном садоводстве используют только два вида цефалярий, отличающихся самыми мощными кустами и наиболее декоративным цветением.

Реже встречается цефалярия альпийская (Cephalaria alpina) – более ярко цветущий вид, у которого цветки красуются не бледным, а насыщенно-лимонным окрасом. Головки достаточно крупные, ярко выделяются на фоне темной зелени на утонченных цветоносах. В высоту альпийская головчатка также может достигнуть двухметровой отметки.

Использование головчатки в ландшафтном дизайне

Цефалярии являются одними из самых необычных и мощных многолетников. Это крупные вертикальные акценты и солисты, способные изменить скучную структуру любого ансамбля и внести оживление в вертикальный рельеф любого объекта.

Цефалярия в саду отлично смотрится:

• в качестве солиста на газонах или на фоне полянок из почвопокровников;

• как высокий акцент в естественных посадках и массивах;

• как дополнение к эффектным кустарникам в группах;

• как акцент на цветниках или на заднем плане миксбордеров;

• в защитных или скрывающих посадках вдоль стен и оград;

• как акцент в любом месте, где не хватает интересных решений.

При использовании цефалярии стоит учитывать характер растения: несмотря на красоту цветения, она все равно всегда выглядит неприрученной, дикой исполинкой, которую будто перенесли из природной среды, а не как культурное растение. Цефалярии – культуры для пейзажного стиля ландшафтного дизайна и стиля кантри с его необузданными решениями и выбором ностальгичных растений.

Высаживают головчатки и в специальных цветниках для птиц – посадках, привлекающих полезных пернатых. Можно высаживать их и как медоносную культуру, и как растение, которое позволяет наполнить сад или его отдельную зону жизнью, шумом, жужжанием, они дают шанс наблюдать за любимыми насекомыми и бабочками. Они считаются особыми любимицами павлиньего глаза (бабочек), которые в течение лета слетаются в огромном количестве к кустам.

Цефалярии можно рассматривать и как оригинальную срезочную культуру, поскольку цветки растения очень долго стоят в срезке.

Подбор партнеров для цефалярии

Головчатки – крупные многолетники, которые обычно рассматривают как сольные растения. Но их можно размещать и в смешанных посадках. Цефалярии отлично смотрятся рядом с декоративными кустарниками (от спирей до чубушников) и даже с декоративными древесными (декоративные вишни, дерены, хвойные).

Можно их использовать и в комбинации с травянистыми многолетниками с контрастными вертикальными или классическими корзиночными соцветиями и декоративно-лиственными культурами. Особенно хороши цефалярии в компании гигантских злаков, к примеру, мискантуса, а также эхинацеи, рудбекии, кореопсиса, вербейников, эстрагона.

Особенности выращивания цефалярий

При посадке цефалярии стоит учитывать, что это растение постоянно разрастается и набирает мощь, становится все краше и все крупнее. Цефалярии приятно удивляют тем, что привлекают не только всех возможных насекомых-медоносов и типичных опылителей, но и разные виды бабочек. Поэтому выбирать для растения нужно такое место, где оно сможет свободно расти десятилетиями и где нет активных передвижений, способных спугнуть насекомых.

Цефалярии – растения светолюбивые, предпочитающие расти на солнечных площадках, но небольшое притенение они переносят очень хорошо. К почвам растение абсолютно нетребовательно, может развиваться и цвести как на бедной, так и на плодородной почве, практически при любой реакции и составе грунта.

Выбирая место для цефалярии, стоит помнить, что на влажных почвах или при регулярном поливе растение растет просто исполинскими темпами и достигает огромных размеров. Поэтому цефалярию при введении в сложные композиции, цветники и миксбордеры сажают в комбинации с засухоустойчивыми культурами.

Правила ухода за головчаткой

Цефалярии можно, в буквальном смысле, посадить и забыть. Растение не нуждается в поливах, более того, поддержание стабильной влажности почвы приведет к очень бурному росту (эту способность можно использовать для быстрого достижения максимальной декоративности). Даже в разгар лета, в засуху, поливать растение не обязательно, за исключением случаев, когда растение явно увядает, не восстанавливаясь за ночь.

Подкормки для головчатки обычно не проводят, поскольку растение и в бедной почве развивается очень хорошо. Если вы хотите получить как можно более мощные кусты, то один раз в сезон, ранней весной, для цефалярии можно провести подкормку полными минеральными удобрениями. Растение с благодарностью реагирует на внесение в почву органики или на мульчирование органическими удобрениями.

Прополки цефалярии не понадобятся: ни один сорняк не выдержит конкуренции с ней. Только для молодых растений регулярно удаляют сорняки и рыхлят почву. Цефалярия отлично растет на мульчированном грунте, позволяющем стабилизировать условия, отказаться от любого ухода и создать высокодекоративные композиции. Мульчирующий слой обычно создают после внесения удобрений и рыхления почвы ранней весной.

Обрезку на растении проводят только в одном случае – при желании ограничить его распространение. Если самосев нежелателен, старые соцветия обрезают после увядания, чтобы не допустить созревания и рассыпания семян. Вызревают они уже к концу августа, поэтому процесс обрезки лучше не запускать.

В защите на зиму цефалярии не нуждаются, они легко выживают даже в самые нестабильные и суровые зимы.

О борьбе с вредителями и заболеваниями у головчаток можно забыть. Растение привлекает не только полезных насекомых, но и не страдает от вредителей.

Размножение цефалярий

Головчатки не любят пересадок и разделений, поэтому вегетативные способы для их размножения не применяют.

Цефалярии получают из семян. Их высевают под зиму, прямо на месте выращивания.

В продаже семена встречаются нечасто, но их легко собрать самому в конце лета.

Семена высевают по несколько семечек в одну лунку. Всхожесть у семян цефалярии очень хорошая.

Если вы предпочитаете весенний посев, то всю зиму семена придется держать при отрицательных температурах. Рассадный способ для головчаток не используют. Всходы вначале легко перепутать с огурцами, но уже со второго листа проявляется характерная для растения зелень.

Развиваются посевы очень быстро, с удалением слабых и лишних растений лучше не медлить. Полученные из семян цефалярии зацветают уже со второго года, а скорость их роста затмит любой другой многолетник.

Из-за достаточно агрессивной склонности к самосеву растение постоянно расширяет свои границы и предоставляет хорошую возможность перенести многочисленную поросль на новое место.

А в вашем саду растет цефалярия? Расскажите в комментариях к статье, в каких садовых композициях вы ее используете. С какими растениями цефалярия соседствует на вашем участке?

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник:
http://ogorod.mirtesen.ru/blog/43316509904/TSefalyariya-%E2%80%94-vyisokiy-mnogoletnik-dlya-peyzazhnyih-kompozitsiy

Цефалярия — высокий многолетник для пейзажных композиций

Среди садовых растений не так много культур, которые привлекают не только медоносов, но и бабочек. Конкуренцию осенней сирени, буддлее, может составить и один крупный многолетник – цефалярия. Несмотря на статус весьма перспективной культуры, пока она в наших садах считается большой редкостью.

Выносливая и неприхотливая, эта красавица-исполинка удивляет и размерами, и диким характером, и красотой соцветий. В этой статье расскажем о самых интересных видах цефалярий, об их использовании в ландшафтном дизайне и особенностях выращивания.

Ботаническое описание цефалярии

Популяризация пейзажных стилей, имитирующих дикие естественные заросли, привела к росту популярности растений, о которых раньше знали разве что очень увлеченные садоводы. Одна из таких, незаслуженно обделенных вниманием садовой моды, культур – цефалярия. Это красивоцветущий, очень крупный, выносливый и неприхотливый многолетник. И все эти качества ничуть не мешают растению оставаться диким и неприрученным кандидатом на расставление вертикальных акцентов в пейзажных композициях.

Головчатки, или Цефалярии (Cephalaria) – растения, пришедшие в сады достаточно давно. В природе они встречаются в южных европейских странах, на Кавказе и в Крыму. Но в отличие от большинства типично южных звезд, цефалярия на столько зимостойка, что не требует никакой подготовки к зиме даже в средней полосе и отлично себя чувствует в далеко не привычном для себя климате. Народное имя “головчатка” ярко указывает на форму соцветий. Нередко у нас это растение рекламируют как гигантскую желтую скабиозу.

Цефалярии – мощные, во всех смыслах, корневищные травянистые многолетники, сохраняющие декоративность десятилетиями и не нуждающиеся в частом обновлении или омоложении. Крепкие, глубоко залегающие корневища поражают размерами и позволяют цефаляриям не только выживать, но и цвести практически в любых условиях.

Побеги мощные, но тонкие, создают рыхлые, неравномерно-густые, причудливо изменчивые кусты-куртины, хорошо ветвятся, удивляют окрасом, в точности повторяющем окрас зелени, и полой структурой. Стебли у цефалярии безлистные.

Листья у цефалярии расположены в прикорневых розетках, создают подушку, над которой возвышаются побеги-цветоносы. Они перисто-рассеченные, крупные (до 60 см в длину), насыщенно-темно-зеленые, создают пышную массу, на фоне которой ярко светятся одиночные соцветия, сидящие на тонких цветоносах.

В крупные головки соцветий диаметром до 6 см собраны мелкие язычковые и трубчатые цветки. Внешне цветение цефалярии очень напоминает скабиозу. Все цефалярии зацветают в начале лета, при благоприятной погоде – в мае, удивляя мощью и размахом. На протяжении всей первой половины лета огромные кусты привлекают такое количество насекомых, что под ними иногда сложно различить собственно соцветия. Аромат цефалярии очень нежный и деликатный.

Семена цефалярии созревают к концу лета, они ребристые и продолговатые, скрыты в крупных коробочках плодов.

Цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea). © Paula J James

Виды цефалярий (головчаток)

Несмотря на то, что род цефалярий достаточно большой, состоит из более чем 60 видов растений, все они внешне поразительно схожи между собой. В декоративном садоводстве используют только два вида цефалярий, отличающихся самыми мощными кустами и наиболее декоративным цветением.

С цефаляриями обычно ассоциируется цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea) – мощный многолетник, высота которого достигает поразительных двух метров. Листья очень темные, густо расположены в розетке, придают всему растению дико запущенный вид. Соцветия-головки одиночные, напоминают скабиозу, кажутся выцветшими из-за бледно-желтого окраса.

Реже встречается цефалярия альпийская (Cephalaria alpina) – более ярко цветущий вид, у которого цветки красуются не бледным, а насыщенно-лимонным окрасом. Головки достаточно крупные, ярко выделяются на фоне темной зелени на утонченных цветоносах. В высоту альпийская головчатка также может достигнуть двухметровой отметки.

Цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea). © PaperWhite2000

Цефалярия альпийская (Cephalaria alpina) . © Frank Riddell

Использование головчатки в ландшафтном дизайне

Цефалярии являются одними из самых необычных и мощных многолетников. Это крупные вертикальные акценты и солисты, способные изменить скучную структуру любого ансамбля и внести оживление в вертикальный рельеф любого объекта.

Цефалярия в саду отлично смотрится:

  • в качестве солиста на газонах или на фоне полянок из почвопокровников;
  • как высокий акцент в естественных посадках и массивах;
  • как дополнение к эффектным кустарникам в группах;
  • как акцент на цветниках или на заднем плане миксбордеров;
  • как растение-маскировщик;
  • в защитных или скрывающих посадках вдоль стен и оград;
  • как акцент в любом месте, где не хватает интересных решений.

При использовании цефалярии стоит учитывать характер растения: несмотря на красоту цветения, она все равно всегда выглядит неприрученной, дикой исполинкой, которую будто перенесли из природной среды, а не как культурное растение. Цефалярии – культуры для пейзажного стиля ландшафтного дизайна и стиля кантри с его необузданными решениями и выбором ностальгичных растений.

Цефалярия в ландшафтном дизайне. © wildstauden

Высаживают головчатки и в специальных цветниках для птиц – посадках, привлекающих полезных пернатых. Можно высаживать их и как медоносную культуру, и как растение, которое позволяет наполнить сад или его отдельную зону жизнью, шумом, жужжанием, они дают шанс наблюдать за любимыми насекомыми и бабочками. Они считаются особыми любимицами павлиньего глаза (бабочек), которые в течение лета слетаются в огромном количестве к кустам.

Цефалярии можно рассматривать и как оригинальную срезочную культуру, поскольку цветки растения очень долго стоят в срезке.

Подбор партнеров для цефалярии

Головчатки – крупные многолетники, которые обычно рассматривают как сольные растения. Но их можно размещать и в смешанных посадках. Цефалярии отлично смотрятся рядом с декоративными кустарниками (от спирей до чубушников) и даже с декоративными древесными (декоративные вишни, дерены, хвойные).

Можно их использовать и в комбинации с травянистыми многолетниками с контрастными вертикальными или классическими корзиночными соцветиями и декоративно-лиственными культурами. Особенно хороши цефалярии в компании гигантских злаков, к примеру, мискантуса, а также эхинацеи, рудбекии, кореопсиса, вербейников, эстрагона.

Особенности выращивания цефалярий

При посадке цефалярии стоит учитывать, что это растение постоянно разрастается и набирает мощь, становится все краше и все крупнее. Цефалярии приятно удивляют тем, что привлекают не только всех возможных насекомых-медоносов и типичных опылителей, но и разные виды бабочек. Поэтому выбирать для растения нужно такое место, где оно сможет свободно расти десятилетиями и где нет активных передвижений, способных спугнуть насекомых.

Читайте также  Фикус Панда (Ficus retusa cv

Цефалярия – магнит для бабочек. © matilde.l

Цефалярии – растения светолюбивые, предпочитающие расти на солнечных площадках, но небольшое притенение они переносят очень хорошо. К почвам растение абсолютно нетребовательно, может развиваться и цвести как на бедной, так и на плодородной почве, практически при любой реакции и составе грунта.

Выбирая место для цефалярии, стоит помнить, что на влажных почвах или при регулярном поливе растение растет просто исполинскими темпами и достигает огромных размеров. Поэтому цефалярию при введении в сложные композиции, цветники и миксбордеры сажают в комбинации с засухоустойчивыми культурами.

Правила ухода за головчаткой

Цефалярии можно, в буквальном смысле, посадить и забыть. Растение не нуждается в поливах, более того, поддержание стабильной влажности почвы приведет к очень бурному росту (эту способность можно использовать для быстрого достижения максимальной декоративности). Даже в разгар лета, в засуху, поливать растение не обязательно, за исключением случаев, когда растение явно увядает, не восстанавливаясь за ночь.

Подкормки для головчатки обычно не проводят, поскольку растение и в бедной почве развивается очень хорошо. Если вы хотите получить как можно более мощные кусты, то один раз в сезон, ранней весной, для цефалярии можно провести подкормку полными минеральными удобрениями. Растение с благодарностью реагирует на внесение в почву органики или на мульчирование органическими удобрениями.

Прополки цефалярии не понадобятся: ни один сорняк не выдержит конкуренции с ней. Только для молодых растений регулярно удаляют сорняки и рыхлят почву. Цефалярия отлично растет на мульчированном грунте, позволяющем стабилизировать условия, отказаться от любого ухода и создать высокодекоративные композиции. Мульчирующий слой обычно создают после внесения удобрений и рыхления почвы ранней весной.

Обрезку на растении проводят только в одном случае – при желании ограничить его распространение. Если самосев нежелателен, старые соцветия обрезают после увядания, чтобы не допустить созревания и рассыпания семян. Вызревают они уже к концу августа, поэтому процесс обрезки лучше не запускать.

В защите на зиму цефалярии не нуждаются, они легко выживают даже в самые нестабильные и суровые зимы.

О борьбе с вредителями и заболеваниями у головчаток можно забыть. Растение привлекает не только полезных насекомых, но и не страдает от вредителей.

Цефалярия в срезке. © Estelle Didier

Размножение цефалярий

Головчатки не любят пересадок и разделений, поэтому вегетативные способы для их размножения не применяют.

Цефалярии получают из семян. Их высевают под зиму, прямо на месте выращивания.

В продаже семена встречаются нечасто, но их легко собрать самому в конце лета.

Семена высевают по несколько семечек в одну лунку. Всхожесть у семян цефалярии очень хорошая.

Если вы предпочитаете весенний посев, то всю зиму семена придется держать при отрицательных температурах. Рассадный способ для головчаток не используют. Всходы вначале легко перепутать с огурцами, но уже со второго листа проявляется характерная для растения зелень.

Развиваются посевы очень быстро, с удалением слабых и лишних растений лучше не медлить. Полученные из семян цефалярии зацветают уже со второго года, а скорость их роста затмит любой другой многолетник.

Из-за достаточно агрессивной склонности к самосеву растение постоянно расширяет свои границы и предоставляет хорошую возможность перенести многочисленную поросль на новое место.

Источник:
http://nedelka-klin.ru/2018/04/04/tsefalyariya-vysokij-mnogoletnik-dlya-pejzazhnyh-kompozitsij/

Цефалярия — высокий многолетник для пейзажных композиций

Среди садовых растений не так много культур, которые привлекают не только медоносов, но и бабочек. Конкуренцию осенней сирени, буддлее, может составить и один крупный многолетник – цефалярия. Несмотря на статус весьма перспективной культуры, пока она в наших садах считается большой редкостью. Выносливая и неприхотливая, эта красавица-исполинка удивляет и размерами, и диким характером, и красотой соцветий. В этой статье расскажем о самых интересных видах цефалярий, об их использовании в ландшафтном дизайне и особенностях выращивания.

Цефалярия в ландшафтном дизайне. © Mark

Содержание:

Ботаническое описание цефалярии

Популяризация пейзажных стилей, имитирующих дикие естественные заросли, привела к росту популярности растений, о которых раньше знали разве что очень увлеченные садоводы. Одна из таких, незаслуженно обделенных вниманием садовой моды, культур – цефалярия. Это красивоцветущий, очень крупный, выносливый и неприхотливый многолетник. И все эти качества ничуть не мешают растению оставаться диким и неприрученным кандидатом на расставление вертикальных акцентов в пейзажных композициях.

Головчатки, или Цефалярии (Cephalaria) – растения, пришедшие в сады достаточно давно. В природе они встречаются в южных европейских странах, на Кавказе и в Крыму. Но в отличие от большинства типично южных звезд, цефалярия на столько зимостойка, что не требует никакой подготовки к зиме даже в средней полосе и отлично себя чувствует в далеко не привычном для себя климате. Народное имя «головчатка» ярко указывает на форму соцветий. Нередко у нас это растение рекламируют как гигантскую желтую скабиозу.

Цефалярии – мощные, во всех смыслах, корневищные травянистые многолетники, сохраняющие декоративность десятилетиями и не нуждающиеся в частом обновлении или омоложении. Крепкие, глубоко залегающие корневища поражают размерами и позволяют цефаляриям не только выживать, но и цвести практически в любых условиях.

Побеги мощные, но тонкие, создают рыхлые, неравномерно-густые, причудливо изменчивые кусты-куртины, хорошо ветвятся, удивляют окрасом, в точности повторяющем окрас зелени, и полой структурой. Стебли у цефалярии безлистные.

Листья у цефалярии расположены в прикорневых розетках, создают подушку, над которой возвышаются побеги-цветоносы. Они перисто-рассеченные, крупные (до 60 см в длину), насыщенно-темно-зеленые, создают пышную массу, на фоне которой ярко светятся одиночные соцветия, сидящие на тонких цветоносах.

В крупные головки соцветий диаметром до 6 см собраны мелкие язычковые и трубчатые цветки. Внешне цветение цефалярии очень напоминает скабиозу. Все цефалярии зацветают в начале лета, при благоприятной погоде — в мае, удивляя мощью и размахом. На протяжении всей первой половины лета огромные кусты привлекают такое количество насекомых, что под ними иногда сложно различить собственно соцветия. Аромат цефалярии очень нежный и деликатный.

Семена цефалярии созревают к концу лета, они ребристые и продолговатые, скрыты в крупных коробочках плодов.

Цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea). © Paula J James

Виды цефалярий (головчаток)

Несмотря на то, что род цефалярий достаточно большой, состоит из более чем 60 видов растений, все они внешне поразительно схожи между собой. В декоративном садоводстве используют только два вида цефалярий, отличающихся самыми мощными кустами и наиболее декоративным цветением.

С цефаляриями обычно ассоциируется цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea) – мощный многолетник, высота которого достигает поразительных двух метров. Листья очень темные, густо расположены в розетке, придают всему растению дико запущенный вид. Соцветия-головки одиночные, напоминают скабиозу, кажутся выцветшими из-за бледно-желтого окраса.

Реже встречается цефалярия альпийская (Cephalaria alpina) – более ярко цветущий вид, у которого цветки красуются не бледным, а насыщенно-лимонным окрасом. Головки достаточно крупные, ярко выделяются на фоне темной зелени на утонченных цветоносах. В высоту альпийская головчатка также может достигнуть двухметровой отметки.

Цефалярия гигантская (Cephalaria gigantea). © PaperWhite2000 Цефалярия альпийская (Cephalaria alpina) . © Frank Riddell

Использование головчатки в ландшафтном дизайне

Цефалярии являются одними из самых необычных и мощных многолетников. Это крупные вертикальные акценты и солисты, способные изменить скучную структуру любого ансамбля и внести оживление в вертикальный рельеф любого объекта.

Цефалярия в саду отлично смотрится:

  • в качестве солиста на газонах или на фоне полянок из почвопокровников;
  • как высокий акцент в естественных посадках и массивах;
  • как дополнение к эффектным кустарникам в группах;
  • как акцент на цветниках или на заднем плане миксбордеров;
  • как растение-маскировщик;
  • в защитных или скрывающих посадках вдоль стен и оград;
  • как акцент в любом месте, где не хватает интересных решений.

При использовании цефалярии стоит учитывать характер растения: несмотря на красоту цветения, она все равно всегда выглядит неприрученной, дикой исполинкой, которую будто перенесли из природной среды, а не как культурное растение. Цефалярии – культуры для пейзажного стиля ландшафтного дизайна и стиля кантри с его необузданными решениями и выбором ностальгичных растений.

Цефалярия в ландшафтном дизайне. © wildstauden

Высаживают головчатки и в специальных цветниках для птиц – посадках, привлекающих полезных пернатых. Можно высаживать их и как медоносную культуру, и как растение, которое позволяет наполнить сад или его отдельную зону жизнью, шумом, жужжанием, они дают шанс наблюдать за любимыми насекомыми и бабочками. Они считаются особыми любимицами павлиньего глаза (бабочек), которые в течение лета слетаются в огромном количестве к кустам.

Цефалярии можно рассматривать и как оригинальную срезочную культуру, поскольку цветки растения очень долго стоят в срезке.

Подбор партнеров для цефалярии

Головчатки – крупные многолетники, которые обычно рассматривают как сольные растения. Но их можно размещать и в смешанных посадках. Цефалярии отлично смотрятся рядом с декоративными кустарниками (от спирей до чубушников) и даже с декоративными древесными (декоративные вишни, дерены, хвойные).

Можно их использовать и в комбинации с травянистыми многолетниками с контрастными вертикальными или классическими корзиночными соцветиями и декоративно-лиственными культурами. Особенно хороши цефалярии в компании гигантских злаков, к примеру, мискантуса, а также эхинацеи, рудбекии, кореопсиса, вербейников, эстрагона.

Особенности выращивания цефалярий

При посадке цефалярии стоит учитывать, что это растение постоянно разрастается и набирает мощь, становится все краше и все крупнее. Цефалярии приятно удивляют тем, что привлекают не только всех возможных насекомых-медоносов и типичных опылителей, но и разные виды бабочек. Поэтому выбирать для растения нужно такое место, где оно сможет свободно расти десятилетиями и где нет активных передвижений, способных спугнуть насекомых.

Цефалярия — магнит для бабочек. © matilde.l

Цефалярии – растения светолюбивые, предпочитающие расти на солнечных площадках, но небольшое притенение они переносят очень хорошо. К почвам растение абсолютно нетребовательно, может развиваться и цвести как на бедной, так и на плодородной почве, практически при любой реакции и составе грунта.

Выбирая место для цефалярии, стоит помнить, что на влажных почвах или при регулярном поливе растение растет просто исполинскими темпами и достигает огромных размеров. Поэтому цефалярию при введении в сложные композиции, цветники и миксбордеры сажают в комбинации с засухоустойчивыми культурами.

Правила ухода за головчаткой

Цефалярии можно, в буквальном смысле, посадить и забыть. Растение не нуждается в поливах, более того, поддержание стабильной влажности почвы приведет к очень бурному росту (эту способность можно использовать для быстрого достижения максимальной декоративности). Даже в разгар лета, в засуху, поливать растение не обязательно, за исключением случаев, когда растение явно увядает, не восстанавливаясь за ночь.

Подкормки для головчатки обычно не проводят, поскольку растение и в бедной почве развивается очень хорошо. Если вы хотите получить как можно более мощные кусты, то один раз в сезон, ранней весной, для цефалярии можно провести подкормку полными минеральными удобрениями. Растение с благодарностью реагирует на внесение в почву органики или на мульчирование органическими удобрениями.

Прополки цефалярии не понадобятся: ни один сорняк не выдержит конкуренции с ней. Только для молодых растений регулярно удаляют сорняки и рыхлят почву. Цефалярия отлично растет на мульчированном грунте, позволяющем стабилизировать условия, отказаться от любого ухода и создать высокодекоративные композиции. Мульчирующий слой обычно создают после внесения удобрений и рыхления почвы ранней весной.

Обрезку на растении проводят только в одном случае — при желании ограничить его распространение. Если самосев нежелателен, старые соцветия обрезают после увядания, чтобы не допустить созревания и рассыпания семян. Вызревают они уже к концу августа, поэтому процесс обрезки лучше не запускать.

В защите на зиму цефалярии не нуждаются, они легко выживают даже в самые нестабильные и суровые зимы.

О борьбе с вредителями и заболеваниями у головчаток можно забыть. Растение привлекает не только полезных насекомых, но и не страдает от вредителей.

Размножение цефалярий

Головчатки не любят пересадок и разделений, поэтому вегетативные способы для их размножения не применяют.

Цефалярии получают из семян. Их высевают под зиму, прямо на месте выращивания.

В продаже семена встречаются нечасто, но их легко собрать самому в конце лета.

Семена высевают по несколько семечек в одну лунку. Всхожесть у семян цефалярии очень хорошая.

Если вы предпочитаете весенний посев, то всю зиму семена придется держать при отрицательных температурах. Рассадный способ для головчаток не используют. Всходы вначале легко перепутать с огурцами, но уже со второго листа проявляется характерная для растения зелень.

Развиваются посевы очень быстро, с удалением слабых и лишних растений лучше не медлить. Полученные из семян цефалярии зацветают уже со второго года, а скорость их роста затмит любой другой многолетник.

Из-за достаточно агрессивной склонности к самосеву растение постоянно расширяет свои границы и предоставляет хорошую возможность перенести многочисленную поросль на новое место.

А в вашем саду растет цефалярия? Расскажите в комментариях к статье, в каких садовых композициях вы ее используете. С какими растениями цефалярия соседствует на вашем участке?

Источник:
http://www.botanichka.ru/article/tsefalyariya-vyisokiy-mnogoletnik-dlya-peyzazhnyih-kompozitsiy/

Топиарные фигуры для сада

Под словосочетанием топиарное искусство подразумевается искусственное изменение формы кроны растения. Поэтому топиарные фигуры для сада можно создавать даже из обычных плодовых растений и кустарников.

Эта технология берет свое начало еще со времен Древнего Рима, однако она не утратила актуальности и в наше время. И если раньше это ограничивалось примитивнымигеометрическими фигурами, то сейчас можно встретить крайне сложные композиции в виде зверей, птиц, литературных персонажей.

Первоначально эти элементы использовались в садах с исключительно регулярной планировкой, типа английских парков. Но со временем такие композиции стали появляться и в пейзажных парках.

К сожалению ассортимент растений средней полосы не так богат растениями преносящими стрижку, как например страны европы.

Тем не менее это не означает, что мы не располагаем такими растениями вовсе, их перечень вполне достаточен, для того, чтобы создать у себя на участке простые и сложные топиарные композиции.

Растения для топиариев:

Вечнозеленый самшит (буксус). Это растение с густой блестящей листвой, которое прекрасно переносит стрижку и долгие годы радует вечнозеленой скульптурой.

Так же для топирной стрижки подойдут:

• — ягодный тисс• — бирючина овальнополистая. Это вечнозеленый кустарник с красивыми листочками, который растет на юге России высотой около одного метра.• — акация желтая• — айва• — барбарис обыкновенный• — бересклет европейский• — боярышник колючий• — вяз• — ель• — сосна• — дуб• — дерен• — груша• — жимолость• — ива• — ирга• — калина• — кизильник• — клен• — роза• — рябина• — сирень• — смородина• — спирея• — яблоня• — черемуха• — туя• — терн• — пихта• — липа• — можжевельникТехнология стрижки.

Читайте также  Черная ножка у рассады: что делать и как бороться, фото и лечение

И если плодовым деревьям можно придать простую геометрическую фигуру в виде шара, куба, живой изгороди (что бы не мешать получению плодов в дальнейшем), то обращая свое внимание на хвойники, прекрасно растущие в средней полосе, можно создавать и более сложные композиции. К тому же хвойные растения будут украшать наш участок не только летом, но и в холодное время года.

Для этого посадку хвойных вечнозеленых растений следует производить уже осенью.

Ну а сейчас рассмотрим технику топиария создания ландшафтного дизайна для сада и дачного участка.

Наиболее распространена техника спиральной стрижки хвойных растений. Она отнюдь не сложна. Пока вы еще не набили руку, следует обмотать веревкой растение снизу верх по спирали, и потом вдоль веревки выстричь лишние ветки. Если сделать это весной, то за сезон придется повторить стрижку еще один, а то и 2 раза.

Растения сформированные осеню, покроются свежей порослью на будущий год.

Сделать из растения шар довольно просто.

Так же как и подстричь зеленую изгородь

Что бы создать более сложные и интересные композиции для оформления клумбы, используется каркасная технология. Она тоже не вызовет трудностей. Каркас создается из проволоки или приобретается в садовом магазине. Затем в основание каркаса высаживаются хвойные, листовые многолетние растения или кустарники.

А для достижения быстрого эффекта в тот же сезон, можно посадить вьющиеся быстрорастущие растения — вьюн, уличный плющ, бешеный огурец или девичий виноград. Плющ очень быстро затянет каркас, как и в случае с домом и фигурки преобразятся в скульптуры, которые сохранят элегантный вид до глубокой осени.

Подобную технику можно применить и для домашнего интерьера, В цветочные горшки помещается небольшой каркас, а внутри растет подходящее растение, которое по мере роста подстригается по форме каркаса.

Можно воспользоваться техникой наполнения фигурок грунтом и засеивания их травами и цветами ( технология подробно показана в этой статье)

Техника топиария позволяет так же создавать целые художественные панно, которые будут очень красиво смотреться на склонах и насыпях.

В таких композициях кроме вечнозеленых растений можно использовать и цветы, как однолетние, так и многолетники.

Так что освоив эту замечательную технику — топиарные фигуры для сада, можно обустроить ландшафт своего участка в самом оригинальном стиле.

Опубликовано 04.11.2017 , автором Admin , в разделе Новости компании

Источник:
http://www.rekvartira.ru/news/18740-topiarnyie-figuryi-dlya-sada.html

Принципы работы над композицией в пейзаже

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тема: «Принципы работы над композицией в пейзаже»

МБУДО «ХШ» г. Благовещенск

Кухтина Ольга Александровна

2. Значение композиции при работе над пейзажем. ………………………. 3

3. Освоение элементов пейзажа. ……………………………………………..4

4. Значение плановости в пейзаже.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

6. Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

На протяжении всей истории живописи, начиная с самых ранних периодов, и вплоть до сегодняшнего дня, пейзаж выражал чувства художника с некоторыми нюансами и различиями в зависимости от манеры того или иного мастера воспринимать, интерпретировать передавать один и тот же сюжет.

От того, как художник воспринимает открывшийся перед ним пейзаж, и какие чувствительные струны души он затрагивает, будет зависеть создание будущего произведения. Если восприятие будет цветным, то художник создаст картину в красках. Если же сосредоточенным по форме, то есть направленным на гармонию структуры, объема и пространства, то тогда для выражения своих чувств художник выберет рисунок.

Значение композиции при работе над пейзажем.

Выбор пейзажа может оказаться не таким, уж простым делом, как кажется на первый взгляд. На самом деле, пейзаж не часто открывается перед нами во всей своей красе или, по крайне мере, представляет собой исключительно эстетический интерес.

Имея даже небольшой опыт рисования пейзажа, мы понимаем, что глаз не всегда способен правильно оценить красоту будущего произведения. Например, большой панорамный пейзаж может показаться нам привлекательным и наполненным игрой красок, но при попытке отразить его на бумаге изображение получиться блеклым.

Но может получиться и наоборот. Пейзаж на первый взгляд мало привлекательный, а на бумаге окажется достойным интереса и весьма значительным.

Это не простое явление основывается на зрительном восприятии, психологии и художественном опыте человека.

Если же решение нарисовать пейзаж с натуры принято, перед нами встает проблема выбора композиции.

В живописи композицией называется выбор и размещение на поверхности, то есть на основе рисунка, выразительных элементов и отношений между ними.

Композиция в значительной степени зависит от интуиции и зрительного «образования» художника. Она не подчиняется никаким твердым и обязательным правилам. Однако, изучая художественные произведения и практические исследования, можно вывести определенные принципы и тенденции, которые в наибольшей мере отвечают нашим представлениям о гармонии и восприятии окружающего мира, и в дальнейшем следовать им.

Вот некоторые из принципов, которые чаще всего мы можем использовать:

— стараться не размещать основной объект прямо в центре рисунка;

— чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две части, равные между собой;

— избегать двух равных по контрасту друг с другом частей;

— оставлять немного свободного места вокруг объекта;

— пытаться разбавлять монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов;

— избегать в пейзаже схождений линий в центре рисунка;

— помнить, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям (см. приложение).

Допустим, мы учли все вышеперечисленные принципы и определились с композиционным строем будущей работы, но все же основной сложностью остается перенесение на плоскую поверхность реального трехмерного пространства, причем сохраняя направление глубины пейзажа.

Огромное значение для создания композиции пейзажа имеет внимательное изучение объекта под разными углами зрения, чтобы точнее воспринять, а затем воспроизвести его наиболее выгодным образом. Поэтому выполняется серия этюдов для предварительного и подробного изучения пейзажа, причем первый из них сделан под выбранным углом зрения.

Однако создание композиции не ограничивается выбором удобного угла зрения, существует ряд и других проблем – таких, как вставка в рисунок одних элементов, изъятие из него других, либо изменение их габаритов и местоположения.

Идет «оттачивание» изображения, то есть выбор размеров рисунка, вертикального или горизонтального формата. Для того чтобы сделать правильный выбор, можно воспользоваться методом «кадрирования» (многие художники для этой цели используют кадр диапозитива).

Мы же на занятиях в художественной школе пользуемся поисковой рамкой. С ее помощью учащимся легче определиться и выбрать необходимый и понравившийся угол природы для изображения. Но, чтобы прийти к этому, необходима большая подготовительная работа.

Освоение элементов пейзажа.

Освоение пейзажа начинается с «личного знакомства» с каждым в отдельности элементом природы.

В художественной школе с так называемой азбукой природы мы начинаем знакомство на пленэре, а также в некоторых учебных постановках. Именно на занятиях учащиеся приучаются кропотливо изучать, многократно прорисовывать разнообразные виды растений.

Возьмем, к примеру, деревья. Они являют собой бесконечное многообразие форм, размеров текстур.

Отдельно стоящее дерево непрерывно меняется с изменением освещения, не говоря уже о влиянии ветра или времени года. Дерево, будь оно все в цвету или увенчано массой листьев, представляет собой великолепный объект для эскиза.

Деревья, как и люди, не похожи друг на друга, и их общие силуэты неодинаковы. Ствол могучего бука с его относительно гладкой корой резко отличается от ствола дуба с сильно текстурованной корой. Береза своими формами ничем не напоминает сосну. При выполнении эскизов деревьев, сплошь покрытых листвой, учащимся вовсе не обязательно прорисовывать всю структуру ветвей, но знание этой структуры позволяет им лучше понять порядок сосредоточения листьев на дереве.

Ведь после того, как учащийся научится видеть в каждой травинке уже хорошо знакомого друга с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой, для него не будет больше существовать некой общей зеленой массы.

Основная задача обучения в художественной школе состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отношения внутри изучаемой формы растения, но и научиться на основе принципов перевоплощения передавать конкретную особую пластику каждого растения.

Так как на практике, часто бывает – в работах начинающих художников мы видим абсолютно произвольное написание травинок, деревьев.

Именно передача красоты и выразительности форм отличает понятие пластики от обычного конкретного понятия передачи движения предмета в картине. Неповторимая пластика каждого растения, особый взмах стеблей, красивый поворот или наклон соцветия, красота внутреннего движения, которое заключено в форме растения – это всегда увлекает и вдохновляет художника запечатлеть увиденное.

Художник может трактовать, преобразовывать одну и туже форму так, что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное настроение изображаемого растения.

Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пластики растения в живописи и рисунке является эмоционально – эстетическое переживание художника, так как он, прежде всего, передает эмоции, а форма растения воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.

Понимание пластики растения, его динамики движения приходит к начинающему художнику только через многократную и длительную прорисовку формы данного растения. И здесь огромную роль для изучения растительных форм играют уроки декоративно – прикладного искусства. Ведь наиболее выразительным и ярким примером большой пластической наполненности форм выступают элементы узора декоративно – прикладного искусства хохломской, палехской, федоскинской, жостовской, городецкой росписи, где на основе глубоко изученной формы растения создается живописный образ.

Каждый элемент узора выражает своей формой то единое, общее эмоциональное устремление, которое выстраивается в нерасторжимое пластическое единство, так же как и живописное произведение любого другого жанра.

В композиции всегда необходимо учитывать глубокую пластическую, эмоциональную связь между всеми элементами картины. Поэтому в художественном образовательном процессе для начинающих художников имеет важное значение изучение плоскостных узоров росписи, так как они овладевают основным принципом создания пластического рисунка, то есть приемом сопряжения окружностей разного радиуса.

Хохломская, палехская, федоскинская, жостовская росписи учат и направляют сознание учащихся на осмысление шарообразных форм, сфер, окружностей, радиусов, заложенных в растениях, и многих других элементах природы, поэтому как все эти формы являются не только основой малых элементов росписи, но и сложных композиций в целом (см. приложение).

Изучение плоскостных узоров подготавливает учащихся к созданию пластического рисунка объемных форм предметов в классической живописи.

Таким приемом сопряжения объемных шарообразных форм, составляющих античную систему рисунка, пользовались многие известные художники – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, П. Рубенс, Э. Делакруа (см. приложение).

Этот период требует в обучении длительного труда, так как именно на примере различных постановок учащиеся анализируют и сравнивают диаметры окружностей составляющих предметов.

Становится довольно понятно, что связь в обучении с занятиями ДПИ и работой над постановкой, дает учащимся большие навыки для успешного освоения пейзажа: навыки рисования кистью, техники и методики исполнения разных видов мазка, точное исполнение мелких деталей в живописной картине любого жанра, изучение секретов компоновки, как отдельных живописных элементов, так и крупных композиций в целом.

В результате успешного освоения приемов росписи:

1. Учащиеся активнее, внимательней и глубже овладевают

различными жанрами живописи.

2. Повышается качество и точность рисунка в живописных

3. В их работах появляется больше пластики, изысканности

в проработке мелких деталей.

4. Учащиеся лучше понимают обобщенные формы, точнее

чувствуют и передают пластику и пантомимику

изображаемых предметов и пустот между ними.

На примере же учебных постановок, мы приучаем юных художников передавать плановость в работах (конкретное, подробное изображение первого плана, более обобщенное изображение второго плана, размытое – третьего плана), изучаем законы линейной перспективы, световоздушной среды, что не маловажно для освоения пейзажа.

Значение плановости в пейзаже.

Главной задачей в пейзаже является передача предметов в пространстве, а также показ уходящих в глубину элементов.

В пейзаже невозможно прорисовывать с одинаковой детализацией ближние и дальние предметы. По законам перспективы предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с четко

разработанными подробностями. Большие же объекты передаются фрагментарно.

Основное тематическое повествование имеет место на втором плане: здесь крупные объекты передаются целиком и с достаточной четкостью. Изображения третьего плана, менее четкие, даются в сближенных тональных отношениях, так как в воздушной среде теряют резкость очертаний. Воздух не обладает полной прозрачностью и как бы окутывает дали дымкой. Они кажутся неясными, потому что в туманные дни воздух содержит большое количество испарений, а в сухую погоду, особенно в городе, прозрачности воздуха мешают частицы пыли и копоти. Кроме того, теплые воздушные течения в жаркие дни вызывают заметные для глаза колебания воздуха, которые мешают четко видеть дальние предметы.

Темные предметы на дальнем расстоянии кажутся светлее, а светлые – темнее, теряя часть светосилы.

Не маловажное значение в передаче пространства пейзажа имеет свет. Ведь иллюзию глубины в пейзаже создает не только композиция, но и применение цвета. От умения учащихся подчеркивать достоинства цветов и располагать их в работе многое зависит.

Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а теплые выдвигают их на первый план. И это утверждение служит хорошим фундаментом для передачи глубины в картине.

Для создания пространственной глубины на плоскости применяется несколько методов. Один из них – это тепло — холодность, другой используется для создания ощущения простора и дали – это добавление немного фонового цвета в предмет, который необходимо перенести на задний план (горы).

Для среднего же плана подбирают более темные и теплые цвета, чтобы приблизить его к зрителю. Ну, а первый план всегда пишется самыми теплыми и яркими красками, тогда он придвигается вплотную к зрителю.

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию. Какими бы ни были предмет и композиция картины, с помощью цвета мы можем управлять реакцией зрителей.

Поэтому учащимся нелишне будет изучить свойства цвета и безграничный диапазон эмоциональных реакций:

Желто- оранжевый – свет, тепло, счастье, уют.

Красный – огонь, жара, возбуждение, опасность.

Синий (красный, лиловый) – волнения.

Лиловый – темнота, интриги, ночь.

Голубой – вода, прохлада, мечтательность, лунный свет,

— небо, даль, безмятежность, легкость.

Зеленый – листва, природа, спокойствие, тишина.

Желто – зеленый – великолепие.

Читайте также  Ипомея квамоклит: красная и другие, тонкости посадки и ухода

Полутона перечисленных цветов создают приглушенное настроение, и в зависимости от яркости иногда вызывают ощущение грусти и дискомфорта.

Заключение

Для художественных учебных заведений рисунок пейзажа имеет особое значение.

Учащиеся художественной школы должны не только изучить пейзажный жанр искусства, но и усвоить целый ряд методических положений, связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений. Все эти виды учебной работы тесно связаны с методикой преподавания тематического рисования пейзажа в школе, а также с преподаванием декоративного рисования. Ведь для многих учащихся пейзаж может впоследствии стать излюбленным жанром искусства в их творческой деятельности.

— Вулф Р. Основы техники изображения природы акварелью. – Минск: Попурри, 2003. – 128 с., ил.

— Калле П. Карандаш. «Школа рисования». – Минск: Производственно-практическое издание, 2000. – 160 с., илл.

— Пейзаж: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 303 с., ил. – (Мастер-класс)

— Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 64 с., илл.

Источник:
http://www.art-talant.org/publikacii/26499-principy-raboty-nad-kompoziciey-v-peyzaghe

Принципы работы над композицией в пейзаже

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тема: «Принципы работы над композицией в пейзаже»

МБУДО «ХШ» г. Благовещенск

Кухтина Ольга Александровна

2. Значение композиции при работе над пейзажем. ………………………. 3

3. Освоение элементов пейзажа. ……………………………………………..4

4. Значение плановости в пейзаже.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

6. Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

На протяжении всей истории живописи, начиная с самых ранних периодов, и вплоть до сегодняшнего дня, пейзаж выражал чувства художника с некоторыми нюансами и различиями в зависимости от манеры того или иного мастера воспринимать, интерпретировать передавать один и тот же сюжет.

От того, как художник воспринимает открывшийся перед ним пейзаж, и какие чувствительные струны души он затрагивает, будет зависеть создание будущего произведения. Если восприятие будет цветным, то художник создаст картину в красках. Если же сосредоточенным по форме, то есть направленным на гармонию структуры, объема и пространства, то тогда для выражения своих чувств художник выберет рисунок.

Значение композиции при работе над пейзажем.

Выбор пейзажа может оказаться не таким, уж простым делом, как кажется на первый взгляд. На самом деле, пейзаж не часто открывается перед нами во всей своей красе или, по крайне мере, представляет собой исключительно эстетический интерес.

Имея даже небольшой опыт рисования пейзажа, мы понимаем, что глаз не всегда способен правильно оценить красоту будущего произведения. Например, большой панорамный пейзаж может показаться нам привлекательным и наполненным игрой красок, но при попытке отразить его на бумаге изображение получиться блеклым.

Но может получиться и наоборот. Пейзаж на первый взгляд мало привлекательный, а на бумаге окажется достойным интереса и весьма значительным.

Это не простое явление основывается на зрительном восприятии, психологии и художественном опыте человека.

Если же решение нарисовать пейзаж с натуры принято, перед нами встает проблема выбора композиции.

В живописи композицией называется выбор и размещение на поверхности, то есть на основе рисунка, выразительных элементов и отношений между ними.

Композиция в значительной степени зависит от интуиции и зрительного «образования» художника. Она не подчиняется никаким твердым и обязательным правилам. Однако, изучая художественные произведения и практические исследования, можно вывести определенные принципы и тенденции, которые в наибольшей мере отвечают нашим представлениям о гармонии и восприятии окружающего мира, и в дальнейшем следовать им.

Вот некоторые из принципов, которые чаще всего мы можем использовать:

— стараться не размещать основной объект прямо в центре рисунка;

— чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две части, равные между собой;

— избегать двух равных по контрасту друг с другом частей;

— оставлять немного свободного места вокруг объекта;

— пытаться разбавлять монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов;

— избегать в пейзаже схождений линий в центре рисунка;

— помнить, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям (см. приложение).

Допустим, мы учли все вышеперечисленные принципы и определились с композиционным строем будущей работы, но все же основной сложностью остается перенесение на плоскую поверхность реального трехмерного пространства, причем сохраняя направление глубины пейзажа.

Огромное значение для создания композиции пейзажа имеет внимательное изучение объекта под разными углами зрения, чтобы точнее воспринять, а затем воспроизвести его наиболее выгодным образом. Поэтому выполняется серия этюдов для предварительного и подробного изучения пейзажа, причем первый из них сделан под выбранным углом зрения.

Однако создание композиции не ограничивается выбором удобного угла зрения, существует ряд и других проблем – таких, как вставка в рисунок одних элементов, изъятие из него других, либо изменение их габаритов и местоположения.

Идет «оттачивание» изображения, то есть выбор размеров рисунка, вертикального или горизонтального формата. Для того чтобы сделать правильный выбор, можно воспользоваться методом «кадрирования» (многие художники для этой цели используют кадр диапозитива).

Мы же на занятиях в художественной школе пользуемся поисковой рамкой. С ее помощью учащимся легче определиться и выбрать необходимый и понравившийся угол природы для изображения. Но, чтобы прийти к этому, необходима большая подготовительная работа.

Освоение элементов пейзажа.

Освоение пейзажа начинается с «личного знакомства» с каждым в отдельности элементом природы.

В художественной школе с так называемой азбукой природы мы начинаем знакомство на пленэре, а также в некоторых учебных постановках. Именно на занятиях учащиеся приучаются кропотливо изучать, многократно прорисовывать разнообразные виды растений.

Возьмем, к примеру, деревья. Они являют собой бесконечное многообразие форм, размеров текстур.

Отдельно стоящее дерево непрерывно меняется с изменением освещения, не говоря уже о влиянии ветра или времени года. Дерево, будь оно все в цвету или увенчано массой листьев, представляет собой великолепный объект для эскиза.

Деревья, как и люди, не похожи друг на друга, и их общие силуэты неодинаковы. Ствол могучего бука с его относительно гладкой корой резко отличается от ствола дуба с сильно текстурованной корой. Береза своими формами ничем не напоминает сосну. При выполнении эскизов деревьев, сплошь покрытых листвой, учащимся вовсе не обязательно прорисовывать всю структуру ветвей, но знание этой структуры позволяет им лучше понять порядок сосредоточения листьев на дереве.

Ведь после того, как учащийся научится видеть в каждой травинке уже хорошо знакомого друга с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой, для него не будет больше существовать некой общей зеленой массы.

Основная задача обучения в художественной школе состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отношения внутри изучаемой формы растения, но и научиться на основе принципов перевоплощения передавать конкретную особую пластику каждого растения.

Так как на практике, часто бывает – в работах начинающих художников мы видим абсолютно произвольное написание травинок, деревьев.

Именно передача красоты и выразительности форм отличает понятие пластики от обычного конкретного понятия передачи движения предмета в картине. Неповторимая пластика каждого растения, особый взмах стеблей, красивый поворот или наклон соцветия, красота внутреннего движения, которое заключено в форме растения – это всегда увлекает и вдохновляет художника запечатлеть увиденное.

Художник может трактовать, преобразовывать одну и туже форму так, что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное настроение изображаемого растения.

Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пластики растения в живописи и рисунке является эмоционально – эстетическое переживание художника, так как он, прежде всего, передает эмоции, а форма растения воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.

Понимание пластики растения, его динамики движения приходит к начинающему художнику только через многократную и длительную прорисовку формы данного растения. И здесь огромную роль для изучения растительных форм играют уроки декоративно – прикладного искусства. Ведь наиболее выразительным и ярким примером большой пластической наполненности форм выступают элементы узора декоративно – прикладного искусства хохломской, палехской, федоскинской, жостовской, городецкой росписи, где на основе глубоко изученной формы растения создается живописный образ.

Каждый элемент узора выражает своей формой то единое, общее эмоциональное устремление, которое выстраивается в нерасторжимое пластическое единство, так же как и живописное произведение любого другого жанра.

В композиции всегда необходимо учитывать глубокую пластическую, эмоциональную связь между всеми элементами картины. Поэтому в художественном образовательном процессе для начинающих художников имеет важное значение изучение плоскостных узоров росписи, так как они овладевают основным принципом создания пластического рисунка, то есть приемом сопряжения окружностей разного радиуса.

Хохломская, палехская, федоскинская, жостовская росписи учат и направляют сознание учащихся на осмысление шарообразных форм, сфер, окружностей, радиусов, заложенных в растениях, и многих других элементах природы, поэтому как все эти формы являются не только основой малых элементов росписи, но и сложных композиций в целом (см. приложение).

Изучение плоскостных узоров подготавливает учащихся к созданию пластического рисунка объемных форм предметов в классической живописи.

Таким приемом сопряжения объемных шарообразных форм, составляющих античную систему рисунка, пользовались многие известные художники – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, П. Рубенс, Э. Делакруа (см. приложение).

Этот период требует в обучении длительного труда, так как именно на примере различных постановок учащиеся анализируют и сравнивают диаметры окружностей составляющих предметов.

Становится довольно понятно, что связь в обучении с занятиями ДПИ и работой над постановкой, дает учащимся большие навыки для успешного освоения пейзажа: навыки рисования кистью, техники и методики исполнения разных видов мазка, точное исполнение мелких деталей в живописной картине любого жанра, изучение секретов компоновки, как отдельных живописных элементов, так и крупных композиций в целом.

В результате успешного освоения приемов росписи:

1. Учащиеся активнее, внимательней и глубже овладевают

различными жанрами живописи.

2. Повышается качество и точность рисунка в живописных

3. В их работах появляется больше пластики, изысканности

в проработке мелких деталей.

4. Учащиеся лучше понимают обобщенные формы, точнее

чувствуют и передают пластику и пантомимику

изображаемых предметов и пустот между ними.

На примере же учебных постановок, мы приучаем юных художников передавать плановость в работах (конкретное, подробное изображение первого плана, более обобщенное изображение второго плана, размытое – третьего плана), изучаем законы линейной перспективы, световоздушной среды, что не маловажно для освоения пейзажа.

Значение плановости в пейзаже.

Главной задачей в пейзаже является передача предметов в пространстве, а также показ уходящих в глубину элементов.

В пейзаже невозможно прорисовывать с одинаковой детализацией ближние и дальние предметы. По законам перспективы предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с четко

разработанными подробностями. Большие же объекты передаются фрагментарно.

Основное тематическое повествование имеет место на втором плане: здесь крупные объекты передаются целиком и с достаточной четкостью. Изображения третьего плана, менее четкие, даются в сближенных тональных отношениях, так как в воздушной среде теряют резкость очертаний. Воздух не обладает полной прозрачностью и как бы окутывает дали дымкой. Они кажутся неясными, потому что в туманные дни воздух содержит большое количество испарений, а в сухую погоду, особенно в городе, прозрачности воздуха мешают частицы пыли и копоти. Кроме того, теплые воздушные течения в жаркие дни вызывают заметные для глаза колебания воздуха, которые мешают четко видеть дальние предметы.

Темные предметы на дальнем расстоянии кажутся светлее, а светлые – темнее, теряя часть светосилы.

Не маловажное значение в передаче пространства пейзажа имеет свет. Ведь иллюзию глубины в пейзаже создает не только композиция, но и применение цвета. От умения учащихся подчеркивать достоинства цветов и располагать их в работе многое зависит.

Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а теплые выдвигают их на первый план. И это утверждение служит хорошим фундаментом для передачи глубины в картине.

Для создания пространственной глубины на плоскости применяется несколько методов. Один из них – это тепло — холодность, другой используется для создания ощущения простора и дали – это добавление немного фонового цвета в предмет, который необходимо перенести на задний план (горы).

Для среднего же плана подбирают более темные и теплые цвета, чтобы приблизить его к зрителю. Ну, а первый план всегда пишется самыми теплыми и яркими красками, тогда он придвигается вплотную к зрителю.

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию. Какими бы ни были предмет и композиция картины, с помощью цвета мы можем управлять реакцией зрителей.

Поэтому учащимся нелишне будет изучить свойства цвета и безграничный диапазон эмоциональных реакций:

Желто- оранжевый – свет, тепло, счастье, уют.

Красный – огонь, жара, возбуждение, опасность.

Синий (красный, лиловый) – волнения.

Лиловый – темнота, интриги, ночь.

Голубой – вода, прохлада, мечтательность, лунный свет,

— небо, даль, безмятежность, легкость.

Зеленый – листва, природа, спокойствие, тишина.

Желто – зеленый – великолепие.

Полутона перечисленных цветов создают приглушенное настроение, и в зависимости от яркости иногда вызывают ощущение грусти и дискомфорта.

Заключение

Для художественных учебных заведений рисунок пейзажа имеет особое значение.

Учащиеся художественной школы должны не только изучить пейзажный жанр искусства, но и усвоить целый ряд методических положений, связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений. Все эти виды учебной работы тесно связаны с методикой преподавания тематического рисования пейзажа в школе, а также с преподаванием декоративного рисования. Ведь для многих учащихся пейзаж может впоследствии стать излюбленным жанром искусства в их творческой деятельности.

— Вулф Р. Основы техники изображения природы акварелью. – Минск: Попурри, 2003. – 128 с., ил.

— Калле П. Карандаш. «Школа рисования». – Минск: Производственно-практическое издание, 2000. – 160 с., илл.

— Пейзаж: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 303 с., ил. – (Мастер-класс)

— Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 64 с., илл.

Источник:
http://www.art-talant.org/publikacii/26499-principy-raboty-nad-kompoziciey-v-peyzaghe